География
Добавлено: 12 июн 2010, 15:13
Материал стырен по ссылке http://www.gameforums.ru/showthreaded.p ... ed&sb=5&o=;
Наверняка, он не является на сто процентов достоверным, но для выяснения географического, климатического, демографического, политического и других состояний Эрафийских соседей - этого хватает.
КРЕВЛОД:
Истории этих стран не случайно объединены мною в одну главу. Ведь история всегда: что ни страна - то легенда... Легенда Браккады - это убийство последнего губернатора, возникновение империи Бракадун, междоусобные войны и, наконец, появление самого государства Браккада. Легенда АвЛи - это исход эльфов из Вори, Альвара - гибель Янтарной империи... Так и Кревлод, Таталия и Финаксия имеют собственную легенду - одну на всех. Легенда этих земель - падение Бракадуна...
Меннеф Летописец,
"Расцвет и падение империй"
вступление к третьей части
История западных земель начинается еще во Время Чудес, когда Древние колонизировали Энрот. Чем дальше распространялась прилетевшая со звезд цивилизация, тем глубже в дебри болот, просторы пустынь и других неплодородных и труднодоступных земель отступали коренные жители планеты - разумные рептилии. На материке Антагарич новыми местами обитания бутов (так прозвали людей-ящеров жители будущей Эратии, что в переводе с языка Древних значит "отвратительные") стали болота Таталии и каменистые пустоши острова Наихант (Нигон).
Буты жили и по сей день живут замкнуто, выходя из затворничества тогда лишь, когда большая политика сама приходит в их земли. В глубине болот Таталии, там, куда ни разу не ступала нога ни Древнего, ни представителя Трех Народов*, расположен единственный город бутов - Миравал, и пожалуй, того, чем буты владеют сейчас, им довольно. Если бы люди сами не вмешивались в жизнь коренных обитетелей захваченной ими планеты, кто знает, знали бы мы сейчас о народе болот - или сама память о тех, кто раньше заселял равнины Эратии, стерлась бы?
(Три Народа - составляющие костяк Империи Древних расы: люди, эльфы и гномы - обитающие во всех мирах, заселенных Древними. У Трех Народов было даже общее самоназвание - Сиа, что на языке Древних значит "разумные" или "мудрые". С течением времени и развитием связей меж странами и расами Сиа стали называть всех разумных существ, даже коренных жителей планеты, название же Трех Народов сохранилось для обозначение родственных рас людей, эльфов и гонмов.)
Кревлод также был заселен еще во Время Чудес. Сухие каменистые холмы вдоль западного побережья Антагарича не прельстили ни людей, ни Древних, так что туда со временем был вытеснен народ гоблинов (на языке Древних - нахтов): раса, специально выведенная Древними для обороны границ Империи.
Что же касается Финаксии, то во Время Чудес это была вовсе не пустыня, а широкие раздольные степи. С северных отрогов Скалистых Стен стекала полноводная река, вливавшая свои воды в Хаапи (на карте - Харап: река, протекающая через всю Эратию с юга на запад, проходя через серию озер и впадая в западное море в топких долинах Таталии), от Браккадского моря через холмы на запад вели каналы, и на месте слияния реки и главного канала стоял крупный город Древних. Его стародавнее название затерялось в веках, осталось лишь более позднее финаксийское, которое в переводе с их языка означает "Тенистый".
С наступлением Тишины, когда Древние покидали Энрот, они наказали обитателям Тенистого покинуть город и уезжать на юг, однако многие горожане не послушались. Историки до сих пор спорят, что случилось потом, самая правдоподобная версия состоит в том, что, уходя, Древние хотели избавиться от своего оружия: смертоносных спор, убивающих все живое. Сразу же после их ухода началась эпидемия. Умирали все: люди, животные, даже растения... Немногие выжившие - те, кто жил в отдалении от Тенистого - вскоре столкнулись с новой проблемой: без техники Древних ирригационные каналы стали выходить из строя, и климат степей начал меняться, становясь суше и жарче.
О земледелии уже не могло быть и речи, с юга, из Стального Рога не приходило и весточки (мы знаем, что к тому времени в Стальном Роге произошел мятеж, в ходе которого губернатор Падиш был убит, и власть перешла к амбициозным магам), так что местным жителям пришлось переквалифицироваться на скотоводство. Тем временем, от предгорий Скалистых стен наступали пески...
Когда на север пришли бракадунцы, они застали в Кревлоде и Финаксии кочующие племена скотоводов, и быстро покорили их, продвигаясь в своих завоеваниях дальше на север. Кревы и финаксийцы всего за пару лет превратились из свободных народов в подданных империи.
Сила кревов - в их крепости. Они привыкли к суровой земле, где все, на что можно рассчитывать - хорошие урожай и приплод, какая здесь может быть роскошь? Ну не подарок ли привыкшим к удобствам южанам? Упорные работящие племена давали Браккаде прибыли больше, чем вся равнина по ту сторону Скалистых Стен. Южане поначалу даже обеспечивали своих рабов, много ли тем нужно?
Одного маги не учли: кревы никогда и никому не подчинялись. Легенды еще хранили память о короле, правившем сразу после колонизации, да и тот был фигурой скорей представительной: с тех пор кланы воевали, собирались на весенних сходах, и всех молчаливо устраивал паритет. Оттого так легко они и попали в ярмо, только смиренно нести его не желали, так что довольствие вскоре сменилось террором.
Захватили бракандунцы и южные земли Таталии, и даже болота не спасли бутов от порабощения. Если с кревами маги еще проявляли порой нечто похожее на человечность - все-таки племена хоть и отсталые, но свои, пришедшие вместе с Древними - то к коренным жителям Энрота бракадунцы относились попросту как разумным животным - да и то, пожалуй, сомневались в их разумности.
На протяжении всего бракадунского владычества в западных землях один за другим вспыхивали мятежи, но восставшие мало что могли противопоставить магам в силу своей разобщенности. Однако пришел день, когда появился вождь, объединивший под знаменем мятежа все племена Кревлода. Довольно решительный и жестокий, он нашел способ "убедить" как финаксийцев, так и бутов в необходимости большого восстания, и вскоре целая орда варваров перевалила через Скалистые Стены. В тот же год Стальной Рог пал, племена получили желанную независимость.
Объединивший племена вождь поступил мудро, оставив разоренную Браккаду самой себе. Стоило той принять варваров, и это уничтожило бы Кревлод скорее, чем столетие тирании. Примеров тому история знает массу, и самый яркий из них - финаксы в Браккаде. Ты хочешь этого на правах завоевателя? - бери, ведь ты победил! И это бери. Только через год ты уже не сможешь поднять растолстевших и привыкших к шелкам воинов, а через два ничем не будешь отличаться от прежнего хеджа.
Но и мудрый вождь ошибся в одном: забыл, что его соотечественники не привыкли подчиняться, эту ошибку допускали впоследствии многие… Перевалив через горы, он обнаружил племена восставшими - он выполнил свою задачу и более не нужен был кревам. Им нужен был молодой агрессивный Ригон, которого в Эратии упорно величают Рионом, основателем страны.
Сила кревов в их бедности - это в земледельческих странах война идет, пока есть лишние мужчины. В каменистых холмах, где нахты разводят свой скот, от силы пятая часть мужчин нужна для хозяйства, остальные становятся воинами. Так что живущие в более плодородных землях племена были беззащитны перед соседями. Только Рион оказался глупее предшественника, он-то как раз и основал новое государство в плодородных землях, заложив первый камень столицы в поле, где состоялась битва со старым вождем, у озера, где он стал королем.
Это положило начало Эратии: да, она возникла как объединение кревлодских племен, и на первых порах Кревлод был провинцией, а верховный вождь - новый, скорее формальный, чем обладающий властью пост - носил титул герцога.
Однако Рион тоже не учел воинственности народа Кревлода, и уже его внук потерпел поражение от восставшего вождя Ухла, а тот как бы в насмешку над оседлым образом жизни основал ремесленный город Ухлгак. Власть в стране осталась родовой, лишь раз в тридцать лет племенные вожди выбирают верховного, по традиции называя его герцогом... А кревы так и разводят по сей день скот, живут набегами в Авонтнелл и Холмистый Мост, а Ухлгак стал городом верховного вождя: крошечным по меркам соседей, но огромным для варваров.
Климат Кревлода неоднороден: южная его часть страдает от жарких лет и холодных, порой даже морозных зим, климат же северной части - более умеренный. Так же неоднородно и население Кревлода: с течением времени помимо гоблинов-нахтов в западных холмах стали жить также и люди, при том фактически опять оттеснили гоблинов прочь от кормушки: в каменистые южные земли.
Нахты - кочевники и скотоводы. В их землях до сих пор нет городов, только небольшие поселения-крепости, по традиции называющиеся Большими Домами. Каждую весну пастухи уходят на дальние пастбища, и каждую зиму или в случае войны - сгоняют скот обратно в Большие Дома. На севере люди основали несколько городов: ремесленные и торговые центры. Северные холмы богаты металлом, они более плодородны, так что там даже встречаются фермерские хозяйства, а самые северные племена живут только за счет земледелия.
Эти различия, естественно, создают трения между северной и южной частями страны. Если на севере довольно развита торговля, гоблины на юге считают, что настоящий мужчина должен владеть только тем, что смастерил сам или отбил в бою. Исключения делается лишь для еды, оружия и одежды.
Т.к. климат южного Кревлода довольно суровый, еду порой приходится делить между всеми во избежание голода. Одежду каждому мужчине шьют его женщины (мать, жена, дети), а одинокий мужчина может одежду выменять - впрочем, пошив одежды самому себе не считается позорным. Оружие же для гоблинов почти священно. Этим объясняется то, что все кузнецы нахтов - жрецы. Оружие гоблин получает лет в 8-10, по вступлении в взрослый мир, закаляется оно в крови первой жертвы, а остужается не в воде, а на воздухе: юноша получает по окончании ритуала коня, вскакивает на него, берет в руки нововыкованный топор или меч - и скачет всю ночь, держа клинок в вытянутой руке над головой, остужая раскаленную сталь встречным ветром.
На севере, в отличие от южных племен, распространено рабство. Впрочем, оно мало схоже с привычными нам стереотипами. Для нас рабство - это огромные латифундии и тяжкий труд на полях... Рабы кревов - почти члены семьи. Они едят за одним столом со своими хозяевами, господа обязаны обеспечивать рабов пропитанием и одеждой, и все, чем разнятся рабы со свободными - это право голоса на общем собрании племени. Тем не менее, много ли найдется хозяев, которые не обсудят все вопросы в кругу семьи, прежде чем выступать со словом на сборе? Задолжавшись и обнищав, кревы порой продают в рабство самих себя, еще одним источником рабов являются набеги на приграничные области Эратии и межплеменная вражда. Рабы в Кревлоде - дорогое удовольствие, и у каждого хозяина один-два, от силы три раба - пожалуй, не встретишь больше.
Еще одной значительной прослойкой населения Кревлода являются т.н. изгои. Еще со времен империи Бракадун кревы не питают к магам любви, но ведь против природы не поспоришь: в каждом поколении рождается от 15% до 20% магов. Многие обладающие даром идут в жрецы или шаманы, за последними в Кревлоде ведется строгое наблюдение: не дай Бог какой шаман станет вождем или просто возымеет слишком много власти... Однако есть те, кто не согласен идти на ограничение своей силы, своей сущности.
Изгои покидают свой род - тяжкий удар для любого крева - они живут замкнутыми поселениями и не имеют ни права голоса, ни права иметь рабов. Однако "изгой" в Кревлоде не означает преследования и маргинальности. Эта та группа людей, на которой держатся женщины, когда их мужья уходят на войну, это разведчики и следопыты, барды, сказители, а порой - и торговцы. В Кревлоде, где с течением времени в людях выработался определенный иммунитет к магии, изгои, даже неподконтрольные вождям или герцогу, навряд ли смогли бы нанести власти какой-то урон, перестроить общество.
Кревлод - бескомпромиссная, честная страна, икусная в войне и ремеслах, поэтому к кревам очень мало подходит понятие "варвары". Жители Кревлода держатся друг друга, в их обществе очень сильны родственные связи. Достаточно лишь сказать, что когда какой-нибудь мародерский отряд из сопредельной Эратии вторгается в пределы Кревлода, наносит какой-то ушерб, объявляется Погоня. Именно с большой буквы. Идут все: старики, женщины, воины, крестьяне, ремесленники и торговцы - все бросают и идут следом за вторгшимися. Идут до тех пор, пока не настигнут, и тогда всей толпой расправляются с ними. Поэтому-то мало кто не боится пересечь границу "с мечом".
Финаксия
Финаксия за годы, прошедшие с Тишины, сильно изменилась. Интенсивное скотоводство довершило катастрофу, повлекшую за собой изменение климата. Теперь Финаксия - это пустыня, простирающаяся от Кревлода до холмов вдоль побережья Браккадского моря и от Скалистых стен - вплоть до Каменного пояса, на котором расположены пограничные крепости Королевства. На юге, в Браккаде, Финаксию часто называют Песчаным морем.
Неподалеку от развалин Тенистого (теперь кочевники называют город Проклятым) находится священный оазис, где раз в год, откладывая внутренние межусобицы, собираются все племена для решения споров - проливать кровь на священной земле считается святотатством. Живут финаксийцы в основном скотоводством и набегами, восточные племена - за счет пошлины с браккадских купцов, проходящих через пустыню. Они предоставляют воду и пропитание а также охрану южным купцам - в то время как западные племена нередко нападают на своих же собратьев, грабя караваны.
Металлы в Финаксии безумно дороги, их выменивают втридорога и отбирают в боях. Дерево тоже дорого, и самые бедные воины порой заменяют его костью пустынных животных уртанов. Зерно, дорогие одежды - любой товар в Финаксии бесценен, ведь кочевники ничего не производят, кроме шерсти, кости, а также асфальта для пропитки факелов.
Именно поэтому финаксийцы (или их еще называют псами пустыни) - ужасно скаредные люди. Одежду они все носят одинаковую: длинные рубахи, больше схожие на распоротые от верха до низа мешки с прорезями для головы и рук. Ткань не красят, она имеет тот же песочный цвет, которым щеголяют уртаны - ведь это их шерсть идет на одежду. Лишь чтобы отличить представителя одного племени от другого одежды украшаются несколькими одноцветными полосками: синими, красными, фиолетовыми и т.д. Быт кочевников очень функционален: если вещь практична, в ней нет никаких изысков, она строго утилитарна, если же вещь красива сама по себе, ее используют в качестве предмета роскоши и ей не пользуются - либо же используют ее для обмена. Как следствие финаксийской скупости, кочевники не жгут факелов без надобности, они привычны к темноте и прекрасно видят во тьме... Смешно сказать - они даже слова не тратят попусту, понимая друг друга с полужеста.
Псы пустыни так же, как и браккадцы, считают себя единственными истинными потомками Древних, но в отличие от южан в них не найдешь заносчивости - скорей уж жестокость. Земля пустыни сурова, и люди там вырастают суровыми: они могут безжалостно вырезать всех жителей приграничных деревень, даже женщин, детей и стариков. Работоспособных мужчин угоняют в рабство или также убивают. Любого чужака, забредшего в их земли, приносят в жертву пустынной богине Сехмет: солнечной львице, олицетворяющей пожирающий все лишнее и наносное огонь.
Финаксийцы все худощавы, с острыми горделивыми лицами, разрез глаз у псов пустыни немного раскос, что делает их взгляд жестким и порой даже злым. Так же, как и у Древних, у финаксийцев феноменально спокойные взгляды на сексуальную жизнь, только причина такой толерантности совсем иная. В тяжелых условиях пустыни, где дети порой не выживают и года, нет закрепленного обычаем или верой брака. Как женщина, так и мужчина могут спать с любым понравившимся партнером (естественно, противоположного пола), самого понятия "измены" для псов пустыни не существует, в лучшем случае - понятие ревности. Если у рабыни родился сын от хозяина, ребенок автоматически становится наследником и признается законным сыном не только его отцом, но и спутницей отца (в отсутствии института брака у кочевников не бывает жен - только "спутницы"). Соответственно, любая свободная женщина, даже имея спутника, может забеременеть от кого угодно, и ее сын также станет наследником, от кого бы он ни был. Если ребенок рождается от свободного человека, он принимается в "семью" вне зависимости от его пола. Девочки же, родившиеся от связи с рабами, рабами же и остаются.
К слову, рабов в лагерях финаксийцев никто и никогда не охраняет. Попробуй, сбеги в пустыне, где ты все время как на ладони, а даже если сбежишь - ничего, кроме смерти, тебя не ждет.
Живут финаксийцы довольно замкнуто, не покидая пустыни - лишь изредка совершая набеги на южные области Королевства или браккадское побережье в округе Облачного Пика. Однако в последнее время среди племен все больше назревает противостояние между шекхами (племенными вождями) и жречеством. Дело в том, что, как ни мало людей это видит, из года в год жизнь людей ухудшается. Племена нищают, им уже не хватает ни оружия, ни пропитания, а чем хуже живет общество, тем больше в нем появляется тяги к сильной власти, которая накормила бы, защитила - а то и привела к той или иной победе. С течением времени все больше власти среди племен набирают ортодоксальные жрецы Сехмет - в то время как среди военных вождей уже бродят мысли о том, что Финаксия отходит на свалку истории. Громкие победы и времена, когда кочевники получили свое прозвище - псы пустыни - отошли в прошлое, и страну еще никто не завоевал потому лишь, что никого не интересует пустыня, заселенная неспокойным и вспыльчивым народом.
В то время как шекхи тянутся к Кревлоду, чтобы вновь поддержать его в какой-нибудь завоевательной кампании, жрецы гораздо более заинтересованы в спокойствии и отсутствии громких побед - ведь это приближает их к власти. В народе пустыни давно назревает раскол меж сторонниками военных вождей и легкой добычи, сторонниками освященного традицией старого-доброго образа жизни - и фанатичных приверженцев Сехмет, которые видят в укреплении власти жрецов новый порядок, консолидацию всех племен под единой и сильной рукой. В конечном итоге и те, и другие понимают: если псы пустыни вновь объединятся все вместе, как во времена нашествия на север (середина VI - начало VII века П.Т.), если вновь начнется священная война, даже вошедшей в Королевство и усиленной энротскими войсками Эратии не устоять против всей мощи кочевников. Ведь говорят, сколько бунчуков в лагере - столько и воинов может выставить вождь под свое копье, а каждый кочевник ежегодно видит сотни, тысячи бунчуков - одних только элитных воинов - собирающиеся на общий сбор в священном оазисе Сехмет.
Как бы там и было, северяне сильно рискуют, не обращая внимание на брожение среди южных соседей, ведь если среди племен не разгорится кровавое противостояние, существование объединенного Королевства Эратии и Энрота может закончится так же быстро, как и начаться.
ТАТАЛИЯ
О Таталии Трем Народам известно немного. Пожалуй, нам никогда не понять ни логики, ни образа мысли народа болот. Вместе с Кревлодом буты восстали против владчества магов, дошли до самого Стального Рога, штурмовали неприступные, построенные еще Древними стены - и отступили ушли в свои болота, совершенно не интересуясь ни трофеями, ни завоеваниями. А ведь завоевания лежали на самом виду, казалось, лишь протяни руку - и лесистые холмы, составляющие сейчас западные спорные земли, что к югу от реки Шандар - упали бы в ладонь сами, подобно перезревшему плоду. Народ болот был на подъеме, он вполне мог вернуть часть земель, из которых ему пришлось отступить три века назад. Но буты предпочли удалиться обратно в затворничество.
Никто не знает, что с ними происходило и как они жили все те века, пока поднималась Эратия, пока распространяла свое влияние на восточные земли у Великого озера, пока на юге появлялись богатые эратианские порты... Если Кревлод всеми силами пытался помешать эратианцам занять Холмистый мост* и выйти к западному морю, буты полностью проигнорировали присутствие чужаков. Просто те, кто входил под сень скрытых в болотном тумане крон, уже больше не выходили оттуда. Бесследно исчезали не только одинокие путники, но даже небольшие отряды. За болотами Таталии установилась дурная слава...
*(Холмистый мост - герцогство на западном побережье Антагарича, за него боролись болотные жители и варвары в НММ3. Большую его часть занимает гряда холмов, отделяющих степи северного Кревлода от трясин южной Таталии. Единственный выход Эратии к морю на этом участке побережья.)
К тому времени эратианские границы сильно расширились по многим направлениям. Как следствие нехватки собственных рабочих рук и появления большого пласта покоренного населения, в Эратии возникло рабовладение. Хоббиты, обитающие на восточном побережье, там, где сейчас расположен Иофол, племена кревов, жившие в землях Холмистого моста - все они становились рабами. Эратия расширялась, ей требовалось укреплять новые границы, рабов все время не хватало, особенно в западных землях, где Кревлод все никак не давал эратианцам закрепиться на западном побережье, истощая колонию все новыми набегами...
Так возникла идея освоения болот и порабощения тамошнего населения с целью притока рабов. Главной причиной этой войны стало желание короля основать город в дельте реки Джамлах, который стал бы крупным портом на западном побережье. Небольшое поселение там уже существовало, однако болотные жители, считая эти земли своими, попросту терроризировали Город Тростников, появляясь, словно призраки, из болот, угоняя скот, сжигая отдаленные фермы, уничтожая целые отряды первороходцев - и вновь исчезая в трясинах.
История этой войны - как и история восстания бутов - слишком длинна и изобилует непринципиальными подробностями. Достаточно будет сказать, что спустя десять лет вся территория южной Таталии была покорена эратианцами, бутов содержали почти как зверей, обращались с ними, как с имуществом, устраивая между ними порой даже кровавые бои на потеху помещикам. Если бы не люди же освободили бутов из рабства, быть большой ненависти — но именно сын тогдашнего короля поднял восстание против отца. Получившие независимость буты создали свою Таталию, что в переводе с их языка значит «общество». Однако название это означало свободу жителей лишь тогда - сейчас, пожалуй, слово "Таталия" значит для народа болот много больше... Есть только одно разумное общество на континенте: Таталия - просто оно умнее людей в том, чтобы жить своей жизнью и не лезть в чужую.
Во время криганской войны военный вождь Траллоск решил, что договаривался о мире с Эратией, а не с новообразованным Королевством Эратии и Энрота — и буты решили отвоевать отобранные у них некогда земли. Весь ли народ поддерживал это решение или просто за Траллоском пошли те, кого стесняло затворничество? Пожалуй, этого никто не узнает, народ болот живет слишком замкнуто.
Одно ясно: если бы не грызня с Кревлодом за Холмистый Мост, буты дошли бы до самого Стадвака. Но когда Катерина отдала Браккаде на откуп Кревлод, чтобы южане помогли с демонами, Визирь предложил королеве занять болота. Сказано - сделано. Только мало где говорится, что не эратианцы победили бутов, заставив их принять свою власть. Это совет старейшин Таталии сверг Тралоска и выдал павшего короля подступившему к границам трясин войску людей. За то, что накликал на Таталию беду. Болотные жители - суровые существа…
Прецедент был опасный. Казни Траллоска - и не оберешься хлопот с населением, которое спустя пару лет будет говорить, будто люди казнили законного правителя. Смерть всегда обеляет даже самых негодных и жалких, а уж смерть насильственная делает даже из прачки героя. Люди предпочли вернуть военного вождя его народу: пусть сами решают, что с ним делать. Буты же казнили его без колебаний, даром что Траллоск был их соплеменником. После чего пришли к людям с просьбой о защите. Соглашаясь признать их власть, они получили настоящую независимость. Ни один дурак не сунется воевать с бутами в их болотах. Теперь на границах трясин правит герцог Западных Равнин Винест Мархам, буты получили желанную торговлю с людьми, а в глубине топей так и остался скрытым город Миравал. Никто не знает к нему дороги - ни герцог, ни официальный король бутов Роланд.
Рассказать, как живут буты, во что верят, чего избегают и что презирают - такую задачу не взвалит на себя даже самый дотошный ученый. И если вам даже будут рассказывать - не верьте. Никто не знает о них ничего. Известно только, что правит ими совет старейшин, состоящий из ведьм и шаманов - да и это эратианцы узнали только когда послы совета предстали перед Катериной и ее войском, как дар, принося собственного собрата.
Но из того, что мы знаем... Даже кости тех, кто без дозволения пересек границу болот, канули в трясины. Каким разумом нужно обдалать, чтобы принести собственного собрата в подарок чужому правителю? И каким - чтобы спустя несколько дней преподнести ошарашенной королеве его голову - на сей раз в качестве завета о мире между людьми и народом болот. Мне кажется, буты добы и жестоки одновременно. Наверное, в их обществе все делается ради всеобщего блага - и если нужно, ради него же совершаются безжалостнейшие преступления. Это не пустые слова, ведь даже те, кто был тогда в шатре королевы, отказываются говорить, в каком виде была преподнесена ей голова Траллоска.
Буты умеют быть бездушными и безжалостными. Буты умеют быть добрыми и милосердными. Наверное, буты сродни богам: они умеют любить - ведь это важно для паствы, они умеют прощать - без этого развалится любое общество, и, как сами боги, они безгранично безжалостны, когда это самый простой путь к намеченной цели.
Наверняка, он не является на сто процентов достоверным, но для выяснения географического, климатического, демографического, политического и других состояний Эрафийских соседей - этого хватает.
КРЕВЛОД:
Истории этих стран не случайно объединены мною в одну главу. Ведь история всегда: что ни страна - то легенда... Легенда Браккады - это убийство последнего губернатора, возникновение империи Бракадун, междоусобные войны и, наконец, появление самого государства Браккада. Легенда АвЛи - это исход эльфов из Вори, Альвара - гибель Янтарной империи... Так и Кревлод, Таталия и Финаксия имеют собственную легенду - одну на всех. Легенда этих земель - падение Бракадуна...
Меннеф Летописец,
"Расцвет и падение империй"
вступление к третьей части
История западных земель начинается еще во Время Чудес, когда Древние колонизировали Энрот. Чем дальше распространялась прилетевшая со звезд цивилизация, тем глубже в дебри болот, просторы пустынь и других неплодородных и труднодоступных земель отступали коренные жители планеты - разумные рептилии. На материке Антагарич новыми местами обитания бутов (так прозвали людей-ящеров жители будущей Эратии, что в переводе с языка Древних значит "отвратительные") стали болота Таталии и каменистые пустоши острова Наихант (Нигон).
Буты жили и по сей день живут замкнуто, выходя из затворничества тогда лишь, когда большая политика сама приходит в их земли. В глубине болот Таталии, там, куда ни разу не ступала нога ни Древнего, ни представителя Трех Народов*, расположен единственный город бутов - Миравал, и пожалуй, того, чем буты владеют сейчас, им довольно. Если бы люди сами не вмешивались в жизнь коренных обитетелей захваченной ими планеты, кто знает, знали бы мы сейчас о народе болот - или сама память о тех, кто раньше заселял равнины Эратии, стерлась бы?
(Три Народа - составляющие костяк Империи Древних расы: люди, эльфы и гномы - обитающие во всех мирах, заселенных Древними. У Трех Народов было даже общее самоназвание - Сиа, что на языке Древних значит "разумные" или "мудрые". С течением времени и развитием связей меж странами и расами Сиа стали называть всех разумных существ, даже коренных жителей планеты, название же Трех Народов сохранилось для обозначение родственных рас людей, эльфов и гонмов.)
Кревлод также был заселен еще во Время Чудес. Сухие каменистые холмы вдоль западного побережья Антагарича не прельстили ни людей, ни Древних, так что туда со временем был вытеснен народ гоблинов (на языке Древних - нахтов): раса, специально выведенная Древними для обороны границ Империи.
Что же касается Финаксии, то во Время Чудес это была вовсе не пустыня, а широкие раздольные степи. С северных отрогов Скалистых Стен стекала полноводная река, вливавшая свои воды в Хаапи (на карте - Харап: река, протекающая через всю Эратию с юга на запад, проходя через серию озер и впадая в западное море в топких долинах Таталии), от Браккадского моря через холмы на запад вели каналы, и на месте слияния реки и главного канала стоял крупный город Древних. Его стародавнее название затерялось в веках, осталось лишь более позднее финаксийское, которое в переводе с их языка означает "Тенистый".
С наступлением Тишины, когда Древние покидали Энрот, они наказали обитателям Тенистого покинуть город и уезжать на юг, однако многие горожане не послушались. Историки до сих пор спорят, что случилось потом, самая правдоподобная версия состоит в том, что, уходя, Древние хотели избавиться от своего оружия: смертоносных спор, убивающих все живое. Сразу же после их ухода началась эпидемия. Умирали все: люди, животные, даже растения... Немногие выжившие - те, кто жил в отдалении от Тенистого - вскоре столкнулись с новой проблемой: без техники Древних ирригационные каналы стали выходить из строя, и климат степей начал меняться, становясь суше и жарче.
О земледелии уже не могло быть и речи, с юга, из Стального Рога не приходило и весточки (мы знаем, что к тому времени в Стальном Роге произошел мятеж, в ходе которого губернатор Падиш был убит, и власть перешла к амбициозным магам), так что местным жителям пришлось переквалифицироваться на скотоводство. Тем временем, от предгорий Скалистых стен наступали пески...
Когда на север пришли бракадунцы, они застали в Кревлоде и Финаксии кочующие племена скотоводов, и быстро покорили их, продвигаясь в своих завоеваниях дальше на север. Кревы и финаксийцы всего за пару лет превратились из свободных народов в подданных империи.
Сила кревов - в их крепости. Они привыкли к суровой земле, где все, на что можно рассчитывать - хорошие урожай и приплод, какая здесь может быть роскошь? Ну не подарок ли привыкшим к удобствам южанам? Упорные работящие племена давали Браккаде прибыли больше, чем вся равнина по ту сторону Скалистых Стен. Южане поначалу даже обеспечивали своих рабов, много ли тем нужно?
Одного маги не учли: кревы никогда и никому не подчинялись. Легенды еще хранили память о короле, правившем сразу после колонизации, да и тот был фигурой скорей представительной: с тех пор кланы воевали, собирались на весенних сходах, и всех молчаливо устраивал паритет. Оттого так легко они и попали в ярмо, только смиренно нести его не желали, так что довольствие вскоре сменилось террором.
Захватили бракандунцы и южные земли Таталии, и даже болота не спасли бутов от порабощения. Если с кревами маги еще проявляли порой нечто похожее на человечность - все-таки племена хоть и отсталые, но свои, пришедшие вместе с Древними - то к коренным жителям Энрота бракадунцы относились попросту как разумным животным - да и то, пожалуй, сомневались в их разумности.
На протяжении всего бракадунского владычества в западных землях один за другим вспыхивали мятежи, но восставшие мало что могли противопоставить магам в силу своей разобщенности. Однако пришел день, когда появился вождь, объединивший под знаменем мятежа все племена Кревлода. Довольно решительный и жестокий, он нашел способ "убедить" как финаксийцев, так и бутов в необходимости большого восстания, и вскоре целая орда варваров перевалила через Скалистые Стены. В тот же год Стальной Рог пал, племена получили желанную независимость.
Объединивший племена вождь поступил мудро, оставив разоренную Браккаду самой себе. Стоило той принять варваров, и это уничтожило бы Кревлод скорее, чем столетие тирании. Примеров тому история знает массу, и самый яркий из них - финаксы в Браккаде. Ты хочешь этого на правах завоевателя? - бери, ведь ты победил! И это бери. Только через год ты уже не сможешь поднять растолстевших и привыкших к шелкам воинов, а через два ничем не будешь отличаться от прежнего хеджа.
Но и мудрый вождь ошибся в одном: забыл, что его соотечественники не привыкли подчиняться, эту ошибку допускали впоследствии многие… Перевалив через горы, он обнаружил племена восставшими - он выполнил свою задачу и более не нужен был кревам. Им нужен был молодой агрессивный Ригон, которого в Эратии упорно величают Рионом, основателем страны.
Сила кревов в их бедности - это в земледельческих странах война идет, пока есть лишние мужчины. В каменистых холмах, где нахты разводят свой скот, от силы пятая часть мужчин нужна для хозяйства, остальные становятся воинами. Так что живущие в более плодородных землях племена были беззащитны перед соседями. Только Рион оказался глупее предшественника, он-то как раз и основал новое государство в плодородных землях, заложив первый камень столицы в поле, где состоялась битва со старым вождем, у озера, где он стал королем.
Это положило начало Эратии: да, она возникла как объединение кревлодских племен, и на первых порах Кревлод был провинцией, а верховный вождь - новый, скорее формальный, чем обладающий властью пост - носил титул герцога.
Однако Рион тоже не учел воинственности народа Кревлода, и уже его внук потерпел поражение от восставшего вождя Ухла, а тот как бы в насмешку над оседлым образом жизни основал ремесленный город Ухлгак. Власть в стране осталась родовой, лишь раз в тридцать лет племенные вожди выбирают верховного, по традиции называя его герцогом... А кревы так и разводят по сей день скот, живут набегами в Авонтнелл и Холмистый Мост, а Ухлгак стал городом верховного вождя: крошечным по меркам соседей, но огромным для варваров.
Климат Кревлода неоднороден: южная его часть страдает от жарких лет и холодных, порой даже морозных зим, климат же северной части - более умеренный. Так же неоднородно и население Кревлода: с течением времени помимо гоблинов-нахтов в западных холмах стали жить также и люди, при том фактически опять оттеснили гоблинов прочь от кормушки: в каменистые южные земли.
Нахты - кочевники и скотоводы. В их землях до сих пор нет городов, только небольшие поселения-крепости, по традиции называющиеся Большими Домами. Каждую весну пастухи уходят на дальние пастбища, и каждую зиму или в случае войны - сгоняют скот обратно в Большие Дома. На севере люди основали несколько городов: ремесленные и торговые центры. Северные холмы богаты металлом, они более плодородны, так что там даже встречаются фермерские хозяйства, а самые северные племена живут только за счет земледелия.
Эти различия, естественно, создают трения между северной и южной частями страны. Если на севере довольно развита торговля, гоблины на юге считают, что настоящий мужчина должен владеть только тем, что смастерил сам или отбил в бою. Исключения делается лишь для еды, оружия и одежды.
Т.к. климат южного Кревлода довольно суровый, еду порой приходится делить между всеми во избежание голода. Одежду каждому мужчине шьют его женщины (мать, жена, дети), а одинокий мужчина может одежду выменять - впрочем, пошив одежды самому себе не считается позорным. Оружие же для гоблинов почти священно. Этим объясняется то, что все кузнецы нахтов - жрецы. Оружие гоблин получает лет в 8-10, по вступлении в взрослый мир, закаляется оно в крови первой жертвы, а остужается не в воде, а на воздухе: юноша получает по окончании ритуала коня, вскакивает на него, берет в руки нововыкованный топор или меч - и скачет всю ночь, держа клинок в вытянутой руке над головой, остужая раскаленную сталь встречным ветром.
На севере, в отличие от южных племен, распространено рабство. Впрочем, оно мало схоже с привычными нам стереотипами. Для нас рабство - это огромные латифундии и тяжкий труд на полях... Рабы кревов - почти члены семьи. Они едят за одним столом со своими хозяевами, господа обязаны обеспечивать рабов пропитанием и одеждой, и все, чем разнятся рабы со свободными - это право голоса на общем собрании племени. Тем не менее, много ли найдется хозяев, которые не обсудят все вопросы в кругу семьи, прежде чем выступать со словом на сборе? Задолжавшись и обнищав, кревы порой продают в рабство самих себя, еще одним источником рабов являются набеги на приграничные области Эратии и межплеменная вражда. Рабы в Кревлоде - дорогое удовольствие, и у каждого хозяина один-два, от силы три раба - пожалуй, не встретишь больше.
Еще одной значительной прослойкой населения Кревлода являются т.н. изгои. Еще со времен империи Бракадун кревы не питают к магам любви, но ведь против природы не поспоришь: в каждом поколении рождается от 15% до 20% магов. Многие обладающие даром идут в жрецы или шаманы, за последними в Кревлоде ведется строгое наблюдение: не дай Бог какой шаман станет вождем или просто возымеет слишком много власти... Однако есть те, кто не согласен идти на ограничение своей силы, своей сущности.
Изгои покидают свой род - тяжкий удар для любого крева - они живут замкнутыми поселениями и не имеют ни права голоса, ни права иметь рабов. Однако "изгой" в Кревлоде не означает преследования и маргинальности. Эта та группа людей, на которой держатся женщины, когда их мужья уходят на войну, это разведчики и следопыты, барды, сказители, а порой - и торговцы. В Кревлоде, где с течением времени в людях выработался определенный иммунитет к магии, изгои, даже неподконтрольные вождям или герцогу, навряд ли смогли бы нанести власти какой-то урон, перестроить общество.
Кревлод - бескомпромиссная, честная страна, икусная в войне и ремеслах, поэтому к кревам очень мало подходит понятие "варвары". Жители Кревлода держатся друг друга, в их обществе очень сильны родственные связи. Достаточно лишь сказать, что когда какой-нибудь мародерский отряд из сопредельной Эратии вторгается в пределы Кревлода, наносит какой-то ушерб, объявляется Погоня. Именно с большой буквы. Идут все: старики, женщины, воины, крестьяне, ремесленники и торговцы - все бросают и идут следом за вторгшимися. Идут до тех пор, пока не настигнут, и тогда всей толпой расправляются с ними. Поэтому-то мало кто не боится пересечь границу "с мечом".
Финаксия
Финаксия за годы, прошедшие с Тишины, сильно изменилась. Интенсивное скотоводство довершило катастрофу, повлекшую за собой изменение климата. Теперь Финаксия - это пустыня, простирающаяся от Кревлода до холмов вдоль побережья Браккадского моря и от Скалистых стен - вплоть до Каменного пояса, на котором расположены пограничные крепости Королевства. На юге, в Браккаде, Финаксию часто называют Песчаным морем.
Неподалеку от развалин Тенистого (теперь кочевники называют город Проклятым) находится священный оазис, где раз в год, откладывая внутренние межусобицы, собираются все племена для решения споров - проливать кровь на священной земле считается святотатством. Живут финаксийцы в основном скотоводством и набегами, восточные племена - за счет пошлины с браккадских купцов, проходящих через пустыню. Они предоставляют воду и пропитание а также охрану южным купцам - в то время как западные племена нередко нападают на своих же собратьев, грабя караваны.
Металлы в Финаксии безумно дороги, их выменивают втридорога и отбирают в боях. Дерево тоже дорого, и самые бедные воины порой заменяют его костью пустынных животных уртанов. Зерно, дорогие одежды - любой товар в Финаксии бесценен, ведь кочевники ничего не производят, кроме шерсти, кости, а также асфальта для пропитки факелов.
Именно поэтому финаксийцы (или их еще называют псами пустыни) - ужасно скаредные люди. Одежду они все носят одинаковую: длинные рубахи, больше схожие на распоротые от верха до низа мешки с прорезями для головы и рук. Ткань не красят, она имеет тот же песочный цвет, которым щеголяют уртаны - ведь это их шерсть идет на одежду. Лишь чтобы отличить представителя одного племени от другого одежды украшаются несколькими одноцветными полосками: синими, красными, фиолетовыми и т.д. Быт кочевников очень функционален: если вещь практична, в ней нет никаких изысков, она строго утилитарна, если же вещь красива сама по себе, ее используют в качестве предмета роскоши и ей не пользуются - либо же используют ее для обмена. Как следствие финаксийской скупости, кочевники не жгут факелов без надобности, они привычны к темноте и прекрасно видят во тьме... Смешно сказать - они даже слова не тратят попусту, понимая друг друга с полужеста.
Псы пустыни так же, как и браккадцы, считают себя единственными истинными потомками Древних, но в отличие от южан в них не найдешь заносчивости - скорей уж жестокость. Земля пустыни сурова, и люди там вырастают суровыми: они могут безжалостно вырезать всех жителей приграничных деревень, даже женщин, детей и стариков. Работоспособных мужчин угоняют в рабство или также убивают. Любого чужака, забредшего в их земли, приносят в жертву пустынной богине Сехмет: солнечной львице, олицетворяющей пожирающий все лишнее и наносное огонь.
Финаксийцы все худощавы, с острыми горделивыми лицами, разрез глаз у псов пустыни немного раскос, что делает их взгляд жестким и порой даже злым. Так же, как и у Древних, у финаксийцев феноменально спокойные взгляды на сексуальную жизнь, только причина такой толерантности совсем иная. В тяжелых условиях пустыни, где дети порой не выживают и года, нет закрепленного обычаем или верой брака. Как женщина, так и мужчина могут спать с любым понравившимся партнером (естественно, противоположного пола), самого понятия "измены" для псов пустыни не существует, в лучшем случае - понятие ревности. Если у рабыни родился сын от хозяина, ребенок автоматически становится наследником и признается законным сыном не только его отцом, но и спутницей отца (в отсутствии института брака у кочевников не бывает жен - только "спутницы"). Соответственно, любая свободная женщина, даже имея спутника, может забеременеть от кого угодно, и ее сын также станет наследником, от кого бы он ни был. Если ребенок рождается от свободного человека, он принимается в "семью" вне зависимости от его пола. Девочки же, родившиеся от связи с рабами, рабами же и остаются.
К слову, рабов в лагерях финаксийцев никто и никогда не охраняет. Попробуй, сбеги в пустыне, где ты все время как на ладони, а даже если сбежишь - ничего, кроме смерти, тебя не ждет.
Живут финаксийцы довольно замкнуто, не покидая пустыни - лишь изредка совершая набеги на южные области Королевства или браккадское побережье в округе Облачного Пика. Однако в последнее время среди племен все больше назревает противостояние между шекхами (племенными вождями) и жречеством. Дело в том, что, как ни мало людей это видит, из года в год жизнь людей ухудшается. Племена нищают, им уже не хватает ни оружия, ни пропитания, а чем хуже живет общество, тем больше в нем появляется тяги к сильной власти, которая накормила бы, защитила - а то и привела к той или иной победе. С течением времени все больше власти среди племен набирают ортодоксальные жрецы Сехмет - в то время как среди военных вождей уже бродят мысли о том, что Финаксия отходит на свалку истории. Громкие победы и времена, когда кочевники получили свое прозвище - псы пустыни - отошли в прошлое, и страну еще никто не завоевал потому лишь, что никого не интересует пустыня, заселенная неспокойным и вспыльчивым народом.
В то время как шекхи тянутся к Кревлоду, чтобы вновь поддержать его в какой-нибудь завоевательной кампании, жрецы гораздо более заинтересованы в спокойствии и отсутствии громких побед - ведь это приближает их к власти. В народе пустыни давно назревает раскол меж сторонниками военных вождей и легкой добычи, сторонниками освященного традицией старого-доброго образа жизни - и фанатичных приверженцев Сехмет, которые видят в укреплении власти жрецов новый порядок, консолидацию всех племен под единой и сильной рукой. В конечном итоге и те, и другие понимают: если псы пустыни вновь объединятся все вместе, как во времена нашествия на север (середина VI - начало VII века П.Т.), если вновь начнется священная война, даже вошедшей в Королевство и усиленной энротскими войсками Эратии не устоять против всей мощи кочевников. Ведь говорят, сколько бунчуков в лагере - столько и воинов может выставить вождь под свое копье, а каждый кочевник ежегодно видит сотни, тысячи бунчуков - одних только элитных воинов - собирающиеся на общий сбор в священном оазисе Сехмет.
Как бы там и было, северяне сильно рискуют, не обращая внимание на брожение среди южных соседей, ведь если среди племен не разгорится кровавое противостояние, существование объединенного Королевства Эратии и Энрота может закончится так же быстро, как и начаться.
ТАТАЛИЯ
О Таталии Трем Народам известно немного. Пожалуй, нам никогда не понять ни логики, ни образа мысли народа болот. Вместе с Кревлодом буты восстали против владчества магов, дошли до самого Стального Рога, штурмовали неприступные, построенные еще Древними стены - и отступили ушли в свои болота, совершенно не интересуясь ни трофеями, ни завоеваниями. А ведь завоевания лежали на самом виду, казалось, лишь протяни руку - и лесистые холмы, составляющие сейчас западные спорные земли, что к югу от реки Шандар - упали бы в ладонь сами, подобно перезревшему плоду. Народ болот был на подъеме, он вполне мог вернуть часть земель, из которых ему пришлось отступить три века назад. Но буты предпочли удалиться обратно в затворничество.
Никто не знает, что с ними происходило и как они жили все те века, пока поднималась Эратия, пока распространяла свое влияние на восточные земли у Великого озера, пока на юге появлялись богатые эратианские порты... Если Кревлод всеми силами пытался помешать эратианцам занять Холмистый мост* и выйти к западному морю, буты полностью проигнорировали присутствие чужаков. Просто те, кто входил под сень скрытых в болотном тумане крон, уже больше не выходили оттуда. Бесследно исчезали не только одинокие путники, но даже небольшие отряды. За болотами Таталии установилась дурная слава...
*(Холмистый мост - герцогство на западном побережье Антагарича, за него боролись болотные жители и варвары в НММ3. Большую его часть занимает гряда холмов, отделяющих степи северного Кревлода от трясин южной Таталии. Единственный выход Эратии к морю на этом участке побережья.)
К тому времени эратианские границы сильно расширились по многим направлениям. Как следствие нехватки собственных рабочих рук и появления большого пласта покоренного населения, в Эратии возникло рабовладение. Хоббиты, обитающие на восточном побережье, там, где сейчас расположен Иофол, племена кревов, жившие в землях Холмистого моста - все они становились рабами. Эратия расширялась, ей требовалось укреплять новые границы, рабов все время не хватало, особенно в западных землях, где Кревлод все никак не давал эратианцам закрепиться на западном побережье, истощая колонию все новыми набегами...
Так возникла идея освоения болот и порабощения тамошнего населения с целью притока рабов. Главной причиной этой войны стало желание короля основать город в дельте реки Джамлах, который стал бы крупным портом на западном побережье. Небольшое поселение там уже существовало, однако болотные жители, считая эти земли своими, попросту терроризировали Город Тростников, появляясь, словно призраки, из болот, угоняя скот, сжигая отдаленные фермы, уничтожая целые отряды первороходцев - и вновь исчезая в трясинах.
История этой войны - как и история восстания бутов - слишком длинна и изобилует непринципиальными подробностями. Достаточно будет сказать, что спустя десять лет вся территория южной Таталии была покорена эратианцами, бутов содержали почти как зверей, обращались с ними, как с имуществом, устраивая между ними порой даже кровавые бои на потеху помещикам. Если бы не люди же освободили бутов из рабства, быть большой ненависти — но именно сын тогдашнего короля поднял восстание против отца. Получившие независимость буты создали свою Таталию, что в переводе с их языка значит «общество». Однако название это означало свободу жителей лишь тогда - сейчас, пожалуй, слово "Таталия" значит для народа болот много больше... Есть только одно разумное общество на континенте: Таталия - просто оно умнее людей в том, чтобы жить своей жизнью и не лезть в чужую.
Во время криганской войны военный вождь Траллоск решил, что договаривался о мире с Эратией, а не с новообразованным Королевством Эратии и Энрота — и буты решили отвоевать отобранные у них некогда земли. Весь ли народ поддерживал это решение или просто за Траллоском пошли те, кого стесняло затворничество? Пожалуй, этого никто не узнает, народ болот живет слишком замкнуто.
Одно ясно: если бы не грызня с Кревлодом за Холмистый Мост, буты дошли бы до самого Стадвака. Но когда Катерина отдала Браккаде на откуп Кревлод, чтобы южане помогли с демонами, Визирь предложил королеве занять болота. Сказано - сделано. Только мало где говорится, что не эратианцы победили бутов, заставив их принять свою власть. Это совет старейшин Таталии сверг Тралоска и выдал павшего короля подступившему к границам трясин войску людей. За то, что накликал на Таталию беду. Болотные жители - суровые существа…
Прецедент был опасный. Казни Траллоска - и не оберешься хлопот с населением, которое спустя пару лет будет говорить, будто люди казнили законного правителя. Смерть всегда обеляет даже самых негодных и жалких, а уж смерть насильственная делает даже из прачки героя. Люди предпочли вернуть военного вождя его народу: пусть сами решают, что с ним делать. Буты же казнили его без колебаний, даром что Траллоск был их соплеменником. После чего пришли к людям с просьбой о защите. Соглашаясь признать их власть, они получили настоящую независимость. Ни один дурак не сунется воевать с бутами в их болотах. Теперь на границах трясин правит герцог Западных Равнин Винест Мархам, буты получили желанную торговлю с людьми, а в глубине топей так и остался скрытым город Миравал. Никто не знает к нему дороги - ни герцог, ни официальный король бутов Роланд.
Рассказать, как живут буты, во что верят, чего избегают и что презирают - такую задачу не взвалит на себя даже самый дотошный ученый. И если вам даже будут рассказывать - не верьте. Никто не знает о них ничего. Известно только, что правит ими совет старейшин, состоящий из ведьм и шаманов - да и это эратианцы узнали только когда послы совета предстали перед Катериной и ее войском, как дар, принося собственного собрата.
Но из того, что мы знаем... Даже кости тех, кто без дозволения пересек границу болот, канули в трясины. Каким разумом нужно обдалать, чтобы принести собственного собрата в подарок чужому правителю? И каким - чтобы спустя несколько дней преподнести ошарашенной королеве его голову - на сей раз в качестве завета о мире между людьми и народом болот. Мне кажется, буты добы и жестоки одновременно. Наверное, в их обществе все делается ради всеобщего блага - и если нужно, ради него же совершаются безжалостнейшие преступления. Это не пустые слова, ведь даже те, кто был тогда в шатре королевы, отказываются говорить, в каком виде была преподнесена ей голова Траллоска.
Буты умеют быть бездушными и безжалостными. Буты умеют быть добрыми и милосердными. Наверное, буты сродни богам: они умеют любить - ведь это важно для паствы, они умеют прощать - без этого развалится любое общество, и, как сами боги, они безгранично безжалостны, когда это самый простой путь к намеченной цели.